Недавно попалась небольшая заметка в ВК, которая наглядно демонстрирует всю неосознанность многих преподавателей фортепиано в совершенно бездумном выборе советов, да ещё и ретранслировании этих вредных (по-моему мнению), хотя и распространенных, советов. Привожу статью в первозданном виде, свои комментарии буду отделять знаками "//"
10 САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
В процессе обучения, часто так бывает, что у учеников возникают трудности и проблемы с освоением исполнительского мастерства. Сегодня мы разберем самые распространенные ошибки учеников и пути их исправления
1 Ученик слишком сильно опускает кисть при игре или играет прямыми пальцами: обратите внимание на то, куда он смотрит в этот момент. Есть вероятность, что он просто боится не увидеть клавиши, поэтому так делает. Объясните, что белые клавиши имеют продолжение между черными и их нажатие можно легко проконтролировать.
//
Для начала, хотелось бы спросить такого преподавателя: "а где кретерии? Что означает слишком низко или слишком высоко? А вы уверены, что готовы принести в жертву удобство рук ученика, возможность никогда не переиграть руки, а может и красивый, певучий звук в угоду красивой кисти и кругленьким пальчикам?
Кто вам сказал, что играть прямыми пальцами нельзя? Конечно, полностью прямыми и не получится, но там где можно, может быть даже и нужно, звук действительно получается более певучий и проникновенный (попробуйте сами на кантилене).
//
2 Ученик часто играет с помарками, при разборе произведения: смотрите на глаза ученика, куда он смотрит в момент игры. Скорей всего, он пытается играть сразу наизусть. Нужно научить быстро «находить себя» в нотах, тогда повода учить сразу наизусть не будет
//
На любителя, конечно, но если вам нравится слушать разборы с помарками месяцами (я, кстати, во время учёбы в музыкальной школе, был явным чемпионом) – слушайте! По мне, лучше разобрать полностью на уроке 2, 4, 8 или 16 тактов и задать ученику выучить их наизусть. На следующий урок дальше. И ничего страшного, что ученик не будет представлять пока, что там делается во всём произведении целиком. Музыка развивается во времени. Когда смотришь неизвестный спектакль или фильм, ты же не перестаешь его понимать?
//
3 При игре в одной руке двух голосов, часто верхний голос ученики не могут играть громче. Вся проблема в отсутствии опоры в кисти. Попробуйте разрешить опираться на оба звука и просто слушать верхний (вместо того, чтобы опираться только на верхний)
//
Проблема не в отсутствии опоры (она как раз необходима для игры piano гораздо больше, чем для игры forte). И почему именно громче? Нет, можно, конечно, и громче. А как на счёт другим тембром? Проблема как раз в том, что ученик не слышит этого разделения внутренним слухом или слышит внутренним, но не слышит то, что у него получается в данный момент.
//
4 При игре, ученики часто не слышат долгие ноты одного из голосов. Мы пытаемся объяснить, что их нужно слушать. Попробуйте иначе: нужно слушать заполнение этих долгих нот, то есть весь материал, который звучит, когда длится нота. Просто этот материал должен представляться внутри долгой ноты
//
С этим согласен полностью. Главное в звуке не удар молоточка о струну, а колебание струны, создающее звук. Сложно представить человека, который слушает, как вокалист набирает воздух в лёгкие, а не звук, издаваемый далее (хотя так тоже можно, я пробовал))
//
5 У ученика не получается сыграть четко быстрый пассаж. Вы скорей всего предположите, что дело в слабых пальцах. На самом деле и да, и нет. Дело может быть в способе исполнения. Попробуйте научить «готовить палец» на каждую следующую клавишу, то есть поиграть в медленном темпе, а палец перемещать на клавишу быстро, не нажимая её сразу
//
Тут, простите уж меня, просто мешанина в голове педагога. Четко, это поБаховски, поМоцартовски, поБетховенски или ещё 300 способов придумать? Это диагноз из разряда "болит горло", а болезней может быть сотня.
А вот готовить пальцы совет полезный всегда, только вот прибавит ли он "чёткости "?
//
6 Ученик играет слабым звуком без веса. Попробуйте посадить его чуть выше. В некоторых случаях это помогает ученику добиться большей опоры на пальцы и снимает сразу проблему
//
Вес головы, шеи, плечей, спины чувствуется тем больше, чем ниже вы садитесь и чем сильнее расслабляете данные части тела. Чем выше вы садитесь, наклоняетесь (читать "давите") корпусом на свои же руки, тем звук становится менее богаче тембрально, а заодно вы приобретаете великую возможность переиграть руки. (Вес в данном случае приходится на кисти рук и предплечья. Чтобы этот вес удержать, зажимаются мышцы предплечья и не дают работать сухожилиям, отвечающим за быстрое движение пальцев (чистая физиология). Да, есть пианисты, сидящие высоко, но, их немного, и, данная посадка совершенно не говорит, что они сидят так для пущего веса. (Не думаю, что у Брофмана не хватило бы веса, если бы он сидел ниже).
//
7 Ученик не может соединить двумя руками произведение: дело в том, что он просто учит наизусть отдельными руками и потом тоже наизусть пытается соединять. Этот способ действует, но усилий прилагать приходится больше. Научите соединять двумя руками, глядя в ноты
//
Он не может соединить двумя руками не потому, что наизусть, а потому что объем информации для его мозга слишком большой. Дайте ему соединить не "произведение", а два такта. Потом ещё два. Потом соединить…. Дальше я писал, это начальный этап работы над произведением.
//
8 Ученик не может понять, как играть одну руку громче, а другую тише. Попробуйте предложить поиграть, поднимая высоко пальцы в той руке, которая должна играть громче. При этом палец должен быстро опускаться на клавишу
//
В принципе верный прием, но он больше подходит для дифференциации голосов в одной руке. Разные руки, разный вес на них или разная амортизация (что явно выгоднее).
//
9 Ученик не может сыграть быстрый пассаж, пальцы запутываются: проследите за аппликатурой. Какими номерами пальцев ученик учит пассаж в медленном темпе, а какими играет в быстром. Есть вероятность, что они всегда разные или просто неудобные
//
Моя любимая тема!!!
Кто или что в данном случае ошибается? Ученик? Его пальцы? А кто или что управляет пальцами? – мозг! Это он не успевает дать верную команду пальцам. Что сделать чтобы он успел? – дать ему больше времени, то есть играть в том темпе, в котором мозг успевает дать правильные команды! Ну а дальше? – повторение – мать учения!
//
10 У ученика не озвучивается мелодия, все голоса сливаются и звучит «каша»: дело в том, что ученик слышит то, что у него звучит в голове, представляет как оно должно звучать, вместо того, чтобы слушать свою игру
//
Описан самый лучший случай, которого почти никогда не бывает. Чаще всего, когда ученику объясняешь как выделить мелодию (вариантов много!!!), Он видит многообразие возможностей (своих) и включается вопрос "а что так можно было"?
//
#фортепиано #пианино #фортепианоонлайн #пианиноонлайн #урокифортепиано #урокимузыки #урокипианино #занятияфортепиано #музыкальныезанятия #пианист #пианисты #пианистам #музыка #музыкант